e-mail пароль Напомните мне пароль  
 

Сохранит ли крупнейший рыбный порт Арктики отраслевую специализацию?



22.11.2023 Источник: nord-news.ru

Морское рыболовство на Севере России является прочной частью экономического фундамента нескольких регионов. Cуда, приписанные к портам Мурманск и Архангельск, ведут промысел в самых разных районах Мирового океана - от Баренцева и Норвежского морей до районов центральной Атлантики и западного побережья Африки, добывая ежегодно почти один миллион тонн рыбы. Где бы моряки ни работали, два этих порта являются их родным домом.

В поисках эффективности

В 2023 году крупнейший рыбный порт Арктики ОАО «Мурманский морской рыбный порт» вернулся в руки государства. Теперь предприятие нуждается в масштабном обновлении. По информации чиновников, план модернизации порта предусматривает три проекта развития. После оценки экономической эффективности каждого варианта будет принято решение о реализации одного из них. Должностные лица ждут ответного запроса от рыбаков, чтобы оценить экономическую эффективность. Да, именно так и формулируется мысль - не функция или задача, а эффективность.

Оставив в стороне вопрос о субъектности эффективности (кому выгодно), в профессиональном смысле очевидно, что рассуждать об эффективности вариантов идей, как минимум, странно. Эффективность — «дитя» экономики, области прикладных знаний, основанных на отчётных или расчётных данных, выраженных в денежных единицах измерения. И тут, в этом смысле, говорить пока не о чем. Этап сбора идей безусловно важен, даже обязателен, ибо без идей вообще ничего не происходит. Тем не менее, чтобы не тратить рабочее время впустую, все-таки нужно действовать последовательно.

Основы проектирования морских сооружений, перегрузочных объектов и других объектов портовой инфраструктуры

Прежде чем всерьез говорить о вариантах реконструкции мурманского рыбного порта (термин условный), с учетом государственной собственности на причалы и акваторию, то есть, с учетом ответственности должностных лиц за принимаемые ими решения, не лишним будет вспомнить основы процесса.

Подготовка проекта по использованию территории порта включает обязательные этапы:

  • определение цели проекта;
  • подтверждение вида и объема грузовой базы, а также величины грузооборота на расчетный год в долгосрочном периоде;
  • оценка потенциала существующей акватории и территории порта для строительства или реконструкции запланированных сооружений, перегрузочных объектов и других объектов портовой инфраструктуры;
  • расчет планируемого ежегодного количества судов, заходящих в порт под заявленную грузовую базу, включая их размеры, грузовой или иной профиль;
  • расчеты потребности порта и варианты решений, связанных с созданием дополнительной к существующей внешней транспортной и иной сетевой инженерной инфраструктуры;
  • подготовка технического задания для компоновки генплана порта, включая районирование, зонирование, планировку отдельных участков порта под объекты строительства или реконструкции, с учетом соответствующих погрузо-разгрузочных технологических решений;
  • инвестиционное обоснование проекта (расчет экономической эффективности капитальных вложений);
  • определение источников финансирования.

Принципиально важным является решение земельного вопроса - он в подобных стройках неизбежен.

Весь этот путь некоторое время назад проходил проект Мурманского транспортного узла. Путь был сложным и небыстрым.

В свете обсуждения вариантов идей по изменению грузового профиля тех или иных территорий рыбного порта, следует понимать, что любое строительство дополнительных портовых сооружений, перегрузочных объектов и других объектов портовой инфраструктуры в границах морского порта Мурманск должно в установленном порядке согласовываться со всеми заинтересованными органами власти.

Рыбаки Севера и их взгляд на рыбную гавань

Рыбопромышленников пригласили участвовать в подготовительной работе по проекту реконструкции рыбного порта в Мурманске. В этой связи официальным лицам, уже представившим различные идеи по данной теме, следует кое-что знать.

Когда рыбаки обсуждают будущее порта, им в голову не приходит изъятие старых причалов и территорий для создания инфраструктуры обслуживания судов и сооружений нефтегазовой отрасли. То, что сейчас они стоят у рыбных причалов, это ситуация вынужденная и временная, по сути уже мешающая работе по выгрузке рыбной продукции.

Для флота нефтяной и газовой индустрии создается соответствующая портовая инфраструктура на западном берегу Кольского залива.

Не могут рыбаки согласиться и с тем, что какие-то районы рыбного порта нужно перепрофилировать для перевалки массовых видов грузов: контейнеры, насыпные, навалочные или наливные. Тем более, что это в принципе невозможно. Для эффективных перевозок указанных грузов на крупных транспортных судах нужны глубины у причалов не менее 13 метров, их нет в рыбном порту. Кроме этого, в границах муниципального образования г. Мурманск отсутствует территория для расширения железнодорожной инфраструктуры по обеспечению подачи и уборки тысяч дополнительно прибывающих в порт вагонов (в годовом исчислении). Нет пока и железнодорожной сортировочной станции на ближних подходах к городу. Существуют серьезные вопросы с электрообеспечением дополнительных перегрузочных объектов и других объектов портовой инфраструктуры на восточном берегу Кольского залива.

Рыбопромышленники - также не сторонники передачи причалов и территорий рыбного порта под судоремонтные предприятия. Причалы нужны для выгрузки рыбной продукции и междурейсовой стоянки судов для подготовки к выходу на промысел. Для ремонта в Кольском заливе существуют две огромные специально спроектированные площадки: бывшая рыбацкая судоверфь и «мёртвый» судоремонтный завод ММФ. Обе территории используются под что угодно, но только не по прямому назначению.

Причалы рыбного порта должны остаться рыбными

Следует согласиться с тем, что того флота рыбной промышленности, который был на Севере 35 лет назад, больше не будет. Количество рыбопромысловых судов сократилось в два раза и соответствует сырьевой базе. В настоящий момент эксплуатируется более 160 судов различных типов: крупных, средних, малых рыболовных, краболовных, транспортных и вспомогательных. В последние годы основные рыбные запасы Северного бассейна снижаются. Но через какое-то время начнется рост, и они восстановятся, суммарный вылов увеличится, значительно возрастёт нагрузка на рыбный порт. И пойдут траулеры, ярусоловы, краболовы на выгрузку и смену экипажей в Мурманск, а тут для них места нет, стать негде - минеральные удобрения, зерно, контейнеры грузят, или какой «газоперерабатывающий плавзавод» к стенке привязан. На оставшиеся десять рыбных причалов в южном районе порта очередь на две недели вперед. На самом деле уже сегодня это настоящая «головная боль» владельцев рыболовных судов - найти в Мурманске причал.

Никто не утверждает, что, не в ущерб отраслевому профилю, какие-то причалы рыбного порта не могут использоваться для перевалки нерыбных грузов, это нормальная практика. Главное, чтобы рыбакам места хватало.

Однако, подготавливая масштабную реконструкцию мурманского рыбного порта, даже частично менять его базовую «ориентацию» - затея сомнительная.

Рыбаки по вопросу о своей домашней гавани давно консолидированы. Мурманский рыбный порт строился для них, и он должен реконструироваться под нужды предприятий рыбной отрасли. Другие «проектные идеи по раздаче территорий», кем бы и под каким бы «сладким соусом» они ни преподносились, не имеют отношения к рыбному хозяйству и направлены на фактическое вытеснение рыбаков с причалов морского порта Мурманск.

Свои конкретные предложения рыбопромышленники Севера представят.

Как будет дальше развиваться эта история - жизнь покажет. А пока труженики моря ведут промысел, несмотря на береговые шторма, и надеются на здравый смысл тех, кто будет принимать государственные решения по дальнейшей судьбе рыбных причалов в крупнейшем морском порту Арктики.

Валентин Балашов

Комментарии

Имя:
E-mail:
Комментарий: