Добро пожаловать! Войти Зарегистрироваться


Расширенный

Законсервированный Моряк-Рыболов. Прибрежное рыболовство в Приморье умирает

Написал Золотой Рог 
Пока вся страна готовилась к новогодним праздникам, жители приморского поселка Моряк-Рыболов с горечью наблюдали, как на их береговом рыбоперерабатывающем заводе, который является градообразующим предприятием, сворачивается производство. Именно таким образом успешно работающее предприятие отреагировало на проблему 12-мильной зоны, разрешение которой рыбацкое сообщество ждет уже не первый год.

А ведь еще несколько лет назад рыбацкий поселок был уверен в своем безоблачном будущем. "Прибрежное рыболовство стремительно стало приходить в упадок в начале 90-х, - рассказывает председатель правления компании "Моряк-Рыболов" Денис КОНДРАТЮК. - И почти десять лет оно, по большому счету, никого не интересовало. Компании, получившие доступ к промышленным квотам, были заинтересованы в большой рыбалке, где были велики объемы добычи и получаемая прибыль. Однако в 1998 г. ситуация изменилась. Во-первых, многие компании разорились в результате дефолта, во-вторых, сырьевая база стала уменьшаться, да и контроль за ней со стороны государства был ужесточен. В этой ситуации руководители компаний опять вспомнили о том, что в местных водах имеются биоресурсы, на добыче которых можно зарабатывать. При этом в тот момент это была относительно свободная ниша, и часть компаний принялась ее активно занимать".

Не стала исключением и компания "Моряк-Рыболов". В конце 90-х в бывший колхоз пришла новая команда управленцев, для которой возрождение прибрежного рыболовства - одна из первоочередных задач. Для этих целей были приобретены 5 траулеров. Особенности прибрежного рыболовства заключаются в том, что суда выходят рано утром, а уже вечером возвращаются к берегу со свежевыловленной рыбой. Естественно, что при таком подходе компании было необходимо организовать переработку рыбы на берегу. Первой фазой становится строительство модульного завода в поселке Ракушка. Там, на территории бывшей базы подводных лодок, арендуется пирс.

После его ремонта и восстановления недалеко от него запускается завод, способный морозить около 20 тонн в сутки. "Первые годы работы показали, что у прибрежного рыболовства хорошие перспективы. Несмотря на то что сырьевая база в местных водах не такая сильная, как на Камчатке или Сахалине, наш флот без улова не оставался. Была успешная рыбалка, и завод почти постоянно был загружен сырьем", - утверждает Денис Кондратюк.

Непрерывный прирост добычи не соответствовал мощности перерабатывающего берегового предприятия, поэтому руководство компании решается на расширение бизнеса. Завод в Ракушке продается дружественной рыболовной компании "Гессар" (она также специализируется на прибрежном рыболовстве. - Прим. автора), а в поселке Моряк-Рыболов вводится в строй новая перерабатывающая инфраструктура. В нее входит несколько современных причальных стенок, большой холодильник, портовые сооружения и новый модульный завод, способный морозить 60 тонн в сутки. Это одна из немногих компаний края, кто в общей сложности решил инвестировать в прибрежное рыболовства почти миллион долларов. Ставка на расширение бизнеса себя оправдала, компания выбирала все свои положенные квоты, открыла цех во Владивостоке. Филе лососевых, минтая, рыбный фарш - вот неполный перечень ассортимента выпускаемой продукции.

"Однако два года назад прибрежное рыболовство "подставили", - говорят в компании. При пересечении 12-й мили рыболовецким судам обязали пограничное и таможенное оформление. Это вызвало некий шок. Об этом много говорилось, были шумиха в прессе, гневные обращения рыбаков летели в Москву, но с места ничего не сдвинулось".

Самое удивительное в том, что два года назад, когда рыбаков обязали производить оформление, не было принято никаких дополнительных нормативных актов. Как рассказывают руководители компаний, входящих в ассоциацию рыбохозяйственных предприятий Приморского края, был некий внутренний циркуляр, который предписывал соответствующим ведомствам по-новому подходить к оформлению судов. Так это или нет, выяснить сложно, так никаких комментариев по этому поводу высокие чиновники за два года так и не дали. "Крайними" в этой ситуации оказались пограничники, однако они утверждают, что действуют так, как предписывает им Закон "О Госгранице". "Такое ощущение, что на самом деле мало кто из ответственных чиновников в федеральном центре понимает, что на самом деле произошло, - рассказывает Денис Кондратюк. - Те, кто принимал это решение, забюрократили прибережное рыболовство до того, что им стало экономически невыгодно заниматься. Если раньше суда нашей компании уходили рано утром и приходили поздно вечером, то два последних года, они должны были действовать следующим образом. Рано утром судно отходит от пирса и берет курс на Ольгу, так как, согласно пограничным правилам, оформиться оно может только там. Это почти 5 часов перехода, несколько часов на оформление, потом - долгий переход в район лова. После того как траулер закончит лов, процедура повторяется в обратном порядке. Только в этом случае летом рыба может за этот срок протухнуть, а зимой, учитывая тяжелые метеоусловия, длинные переходы - это всегда дополнительных риск для экипажей. Все переходы им приходится бороться с обледенением. И, наконец, стоимость солярки, сожженной на этих переходах, может превысить стоимость пойманной рыбы".

Чтобы избежать экономических потерь, в компании решили организовать экспедиционный лов. Все суда-добытчики оформлялись и выходили за пределы 12-мильной зоны не на сутки, а на довольно длительное время. А пойманную рыбу сдавали на процессор, который ее морозил. В этой ситуации береговой завод оказался ненужным, и через два года ожиданий решения прибрежного абсурда, его поставили на консервацию.

"Решение о консервации - крайний шаг. До этого мы, чтобы загрузить завод сырьем, даже пытались возить рыбу из Ольги на рефках. Но ничего не получилось. Завод все время оказывался без сырца. Когда два года назад мы столкнулись с этой ситуацией, казалось, что эта ошибка будет исправлена в ближайшее время. Во время встречи с президентом Владимиром ПУТИНЫМ на борту "Арчера" губернатор Сергей ДАРЬКИН лично доложил ему об этом. Глава страны удивился и сказал, что даст поручение правительству и проблема 12-й мили решится в ближайшее время. Все рыбаки Приморья после этого были в ожидании, но видимо, о поручениях просто забыли. Только правительство забыло не о поручениях, а о тех людях, что живут и трудятся в подобных поселках, как наш. После этого говорить о возрождении прибрежного рыболовство не стоит", - подводит итог Денис Кондратюк.

С его мнением солидарны компании, занимающиеся прибрежным рыболовством. Все они оказались в подобной ситуации, только кто-то больше, а кто-то меньше. К примеру, компания "Гессар" также практически заморозила работу своего берегового завода, большие проблемы у каменского рыбзавода. По данным департамента рыбного хозяйства администрации Приморского края, в 2004 г. прибрежные квоты были освоены всего на 26%, в 2005 г. - на 10%. В то же время в водах Приморья наблюдается нашествие браконьеров и иностранных судов, промышляющих у нас кальмаром. Пока они успешно зарабатывают деньги на наших биоресурсах, местные рыбаки уныло ждут, когда кто-то из обличенных властью соизволит подумать над решением их проблем.
Полностью согласен.Не понятна позиця властей, как-то не погосударственному.
А у нас все не по-государственному, а по-карманному. Первые браконьеры- чиновники всех уровней.
В нашей стране,"ВСЕ ДЛЯ ЛЮДЕЙ"(для некоторых) А завод действительно жалко, продукцию такого высокого качества, сегодня не найдешь. К глубочайшему сожалению, в нашей Стране, чинуши думают не о людях,и их интересах, а об интересах собственных,весьма сомнительных и шкурных!
Уважаемые господа, размещение на форуме любых коммерческих предложений строго запрещено и преследуется по всей строгости закона. Для этого есть соответствующие разделы сайта: Рыба, морепродукты, Транспорт, хранение, Тара, оборудование, разное.

Автор:

Ваш Email:


Тема:


Сообщение: