e-mail пароль Напомните мне пароль  
 

Без права на ошибку



Без права на ошибку
03.05.2024 Источник: rybak-kamchatky.ru

Верховный суд признал, что пограничники не обязаны проверять уведомления о пересечении границы. Если в документ закралась ошибка, которая грозит капитану миллионным штрафом, он может узнать об этом только после рейса.

Во время промысла рыболовецкие суда вынуждены заходить из территориального моря в экономзону России и обратно. О намерении пересечь границу капитан обязан уведомить пограничные власти и дождаться подтверждения о том, что уведомление получено. В уведомлении должны быть указаны сроки пересечения границы, координаты и другая информация. Вроде все просто, но из-за спешки либо усталости капитаны иногда делают ошибки, за которые приходится дорого платить.

В 2023-м капитан сахалинского судна «Островной-4» (рыбокомбинат «Островной») для подготовки уведомлений взял образец документа за 2022-й и забыл поменять год. Он несколько раз отправил документ с этой ошибкой в пограничное управление по Сахалинской области. Там подтвердили получение, и на этом – всё.

После окончания рейса оказалось, что пограничники из-за неверного указания года расценили каждое пересечение границы (а их было 40) как нарушение. В итоге капитана оштрафовали на 1,2 млн рублей, фирму – на 8 млн.

Капитан и судовладелец вину не отрицают. Но не слишком ли высока плата за ошибку, которая никому не причинила вреда?

Есть и другой вопрос: почему пограничники сразу не обязали капитана исправить уведомление, чтобы предотвратить нарушение? Получается, что они позволили ему нарушить правила?

Судовладелец пытался обжаловать бездействие пограничного управления сначала в Арбитражном суде Сахалинской области, затем в Пятом арбитражном апелляционном суде. Однако эти судебные инстанции постановили, что правила не обязывают пограничников читать и проверять уведомления от капитанов.

Что же в таком случае подтверждают пограничные власти, получив уведомление? А если капитан сообщит, что намерен пересечь границу для незаконного промысла или с контрабандой на борту, то ему позволят это сделать? Тогда зачем вообще подавать уведомления?

Задавшись этими вопросами, рыбокомбинат «Островной» обратился в Верховный суд России с иском. Он потребовал признать недействующими ряд пунктов правил уведомления пограничной службы. По его мнению, данные пункты не соответствуют закону о государственной границе, который обязывает соответствующие ведомства предотвращать нарушения при пересечении границы. Однако Верховный суд не нашел оснований для удовлетворения иска.

«Уведомительный порядок пересечения госграницы не предполагает осуществления пограничным органом проверки правильности указанных в уведомлении сведений и извещения заявителя о допущенных при его оформлении ошибках», – говорится в решении суда.

Остается только пожелать капитанам внимательности при составлении уведомления о пересечении границы.

Надо всегда помнить, что, если пограничные власти приняли от капитана уведомление и не сделали ему замечаний, это еще не значит, что они не считают его нарушителем.

Ознакомиться с упомянутым решением Верховного суда России можно в его электронной справочной (дело № АКПИ23-928).

Алексей ПЛАТОНОВ

Комментарии

Имя:
E-mail:
Комментарий: