e-mail пароль Напомните мне пароль  
 

«Страшно стало позже...»



20.01.2009 Источник: www.mvestnik.ru

Татьяна Григорьевна возилась на кухне с ужином. Краем уха слушала голос диктора. На одном из местных телеканалов шел выпуск новостей: «…Судно затонуло. Есть жертвы». Голос диктора вдруг стал для нее оглушительным. Она уловила знакомое название: «Топаз». Вбежавшая на крик дочь уже намеревалась не столько успокаивать мать, сколько посмеяться над ее страхами. Очень похожие крики раздавались из кухни, когда там вдруг пробегала мышь, которых Татьяна Григорьевна панически боялась…

Но увидев побледневшее лицо матери, Настя не на шутку испугалась. А когда та поделилась, наконец, страшной новостью, тоже испытала шок. Ведь на этом тралфлотовском судне ушли в рейс отец и брат.
Мать и дочь метнулись к телефону. Не сразу смогли сообразить, куда звонить. В голове крутились лишь привычные: 01, 02, 03… Но чем им могли там помочь? А в теленовостях никаких номеров, по которым можно было бы получить информацию, не прозвучало… Только через несколько минут Татьяна Григорьевна вспомнила, что где-то записан телефон флотского руководства. К счастью, там сразу же ответили, успокоили, что отец и сын Торицыны живы и здоровы. Мир вновь обрел устойчивость и прежние краски. Но через несколько минут тревога вернулась: а может, просто не хотят говорить правду? Или там сами еще ничего толком не знают?..
Вновь набрала номер. В трубке прозвучали заверения в подлинности сказанного…
- 13 января сейчас для нас - второй день рождения… И день памяти. О нашем капитане. За пару дней до этого мы его поздравляли с днем рождения… Я закурю?
Весь наш дальнейший разговор Саша уже не выпускал сигарету. Заканчивая одну, тут же брал следующую. Александр Торицын ходил старшим механиком на затонувшем недавно рыболовном траулере «Топаз А», принадлежавшем ЗАО «Траловый флот-3». В этом рейсе они были вместе с отцом, вторым механиком, Александром Федоровичем Торицыным.
- Мы собирались недавно с ребятами после возвращения домой. Пытались, насколько это возможно, спокойно обсудить случившееся, восстановить все, что происходило на судне. Информация о причинах трагедии, прошедшая в СМИ, на наш взгляд, не совсем правдивая. Там говорили о прорыве трубы кингстона в машинном отделении. Думаем, что это не так. Скорее всего, мы столкнулись с так называемым топляком. Еще утром этого дня я видел, что мы - в поле льдин небольшого диаметра. Обычно они не представляют собой какой-то опасности. Но, видимо, оказалась на нашем пути и глыба льда посерьезнее. Удар, скорее всего, пришелся на «капитанский» шпигат рыбофабрики. Есть такое специальное устройство для выброса отходов при разделке рыбы. Когда его пространство заполняется, отверстие автоматически открывается, масса выбрасывается, и «дверца» вновь под собственным весом автоматически захлопывается, не допуская поступления воды извне. У этого устройства есть и принудительное закрытие с рыбофабрики.
…Я тогда спал. Разбудил меня мастер добычи, сказал, что на фабрику через шпигат идет вода. Потом старпом прибежал. Его вид заставил меня поторопиться.
Прибежал на фабрику. Увидел, что из отверстия, куда обычно сбрасываются отходы, хлещет вода. Попытался закрыть шпигат принудительно, ничего не получалось. Побежал за «мартышкой» (специальное приспособление для закрытия затворки), думал винт погнуло, поэтому невозможно сдвинуть. Но и это не помогло. Ребята сказали, что кто-то уже пытался это сделать. Было ощущение, что затворки там просто нет.
Ощущался небольшой крен налево, и я сказал старпому, чтобы он поворачивал штурвал для выравнивания судна. Он ответил, что уже делает это, но выровнять судно не удается.
Я побежал в машину, хотел топливные насосы для перекачки включить, чтобы крен убрать. Не думал, что там - тоже вода. Маховик уже фонтаном разбрасывал ее вокруг. Бросился к осушительным насосам.
Второй механик сказал, что все уже запущено. Электромеханик тем временем отключал все электричество по левому борту, во избежание замыкания и пожара. Открыли также аварийное осушение, но вода прибывала. Вскоре свет погас, и все насосы остановились.
Мы поспешили на мостик, доложили капитану, что откачка воды более невозможна - судно обесточено. Он отдал распоряжение готовиться покинуть корабль. Сыграли тревогу. Начали срочно проверять, все ли покинули каюты, рабочие места. Одного матроса с трудом разбудили.
Стали натягивать гидрокостюмы. Когда нервничаешь, это довольно сложно. Один ботинок у меня прошел, а другой - никак. Так в одном и остался. Правда, я успел забежать в каюту и сменить промокшую одежду на сухую. Честно говоря, не помню, как. Помню только, что в каюте было очень темно, и я не знал, где что найти. Помогали друг другу натягивать комбинезоны. Некоторых приходилось заставлять стаскивать свои куртки, обувь иначе не застегнуться, как надо. Второго механика даже после того, как он сапоги снял, трудно было одеть - он был в мокрой одежде. Электромеханик же, одеваясь, улетел за диван, когда судно дало резкий крен. Подняли его быстренько, начали застегивать гидрокостюм, а молнию заело. Но возиться с ней не стали. И, как потом оказалось, правильно сделали - он промок, но успел покинуть судно. Счет уже шел на минуты и секунды. Если бы начали менять ему костюм или молнию ремонтировать, мы бы не успели. Уже секунд через тридцать, когда я вслед за электромехаником пошел на выход, а за мной последним - командир, судно уходило под воду.
Не знаю, как это случилось. - Александр затягивается очередной сигаретой и замолкает. - …Оглянувшись, я увидел, что козырьком крыла капитанского мостика командира вдавило в воду. Потом увидел его оранжевый комбинезон снова… Уже после, на «Гугунове» узнал, что тело командира подняли на траулер «Борис Зайцев». Никто ни о чем не спрашивал. Тяжелая информация, мы ее не обсуждали. Не могли как-то…Должны были все спастись. Не знаю, как там капитан остался. Это только он знает…
Рассказчик постоянно отмечал, как люди друг другу помогали, паники не было никакой. Слаженно и четко все делали, что нужно, капитан отдавал четкие распоряжения. Первые, кто успел одеться, подготовили плоты. Они вовремя отдалились от тонущего судно, и последние моряки, в их числе и сам Александр, добирались до них вплавь. На плотах рыбаки были недолго. Вовремя подоспела помощь. Потерпевших бедствие поднял на борт тралфлотовский же траулер «Анатолий Гугунов». Там их согрели, накормили, разместили по каютам.
На вопрос, очень ли было страшно? Александр ответил, что страх охватил его уже на борту спасителя.
- Больше суток сна не было. В голове, как в кино, прокручивались кадры всего происшедшего. Вспомнил, как искал глазами среди поднявшихся на капитанский мостик, отца, как намеревался броситься вниз его искать - и тут он появился сам… Вновь и вновь видел оранжевый комбинезон командира, и видел его улыбающееся лицо в День рождения…
Как и надлежит настоящему капитану, Евгений Леонидович Белоконь, недавно отметивший свое 45-летие, покидал судно последним. И разделил его судьбу…
По словам нашего собеседника, все происходило очень быстро, но паники не было. Началось все где-то без четверти пять. В 17. 25 SOS терпящего бедствие траулера был зафиксирован на «Стрельце», а уже в 17.37 судно исчезло с радаров
Рыбакам оказали помощь и норвежские службы. Уже на борг «Анатолия Гугунова» вертолет доставил врача, который порекомендовал госпитализировать переохладившихся электромеханика, у которого был плохо застегнут гидрокостюм, и второго механика, отца Александра, - он надевал комбинезон на промокшую одежду. Александр Федорович упорно отказывался от госпитализации, но сын на этом настоял.
Рыбаков с затонувшего траулера доставили в порт Хаммерфест. Там для них уже приготовили необходимую одежду и обувь и отправили домой на российском автобусе. Рыбаки остались без личных вещей и большинство - без документов. На границе их автобус пропускали по особой схеме - согласно судовой роли. На норвежской таможне, правда, им разрешили выйти, размяться и покурить. А на российской стороне вообще не позволили покинуть автобус.
- Нам обещали помощь от профкома флота. Заплатят заработную плату, страховые. Тоже жаль, что больше говорят о норвежской помощи, хотя мы, конечно же за нее признательны. Но наша гораздо значительнее, подытожил разговор Александр. - И с морем мы с отцом вряд ли после случившегося попрощаемся, хотя, честно говоря, там, на «Гугунове» мысли такие были.
В одной из легенд о свойствах топаза сказано, что это - «камень внутреннего просветления. Его использовали как защиту от безумия и злого глаза; утверждалось, будто он способствует разоблачению тайн, придаёт женщинам красоту, а мужчинам рассудительность. Более того, считается, что «топаз способен успокоить даже бушующее море», что он «наделяет мужчин умом и великодушием».
Возможно, многое из этих поверий и верное. Только вот море наш «Топаз» не смог укротить и заплатил ему дань. Очень дорогую...

Комментарии

Имя:
E-mail:
Комментарий: